Авиакомпании и регулирующие органы настаивают на том, чтобы в кабине пассажирских самолетов сидел только один пилот вместо нынешних двух. Это позволило бы значительно сократить постоянные затраты и смягчить проблему нехватки членов экипажа. С другой стороны, возложение такой ответственности на одного человека за штурвалом самолета многих специалистов беспокоит. Агентство авиационной безопасности Европейского союза (EASA) заявило, что полеты с одним пилотом могут начаться уже в 2027 году.Уже более 40 стран, включая Германию, Великобританию и Новую Зеландию, обратились к Международной организации гражданской авиации (ИКАО), агентству ООН, устанавливающему авиационные стандарты, с просьбой сделать возможными полеты с одним пилотом. Агентство по авиационной безопасности Европейского Союза (EASA) ранее работало с планировщиками, чтобы определить, как будут выполняться полеты с одним пилотом. Таким образом, EASA хотело подготовить правила надзора за такими рейсами. Агентство ЕС заявило, что такие операции могут начаться в 2027 году.
С планами регуляторов и авиакомпаний не согласны пилоты, которые считают это нарушением правил безопасности, но прежде всего сокращением занятости, что повлечет рост уровня безработицы, особенно сейчас, когда авиационная отрасль восстанавливается после удара пандемии COVID-19. Рейсы, которыми будет управлять только один пилот, также необязательно являются безопасным вариантом с точки зрения пассажиров. Тони Лукас, капитан Qantas Airways A330 и президент Австралийского и Международного союза пилотов, опасается, что одиночный пилот может оказаться недееспособным в чрезвычайной ситуации, прежде чем кто-либо другой сможет добраться до кабины и помочь. «Люди, летающие по заданному маршруту, — это не обязательно те, которые каждый день летают на реактивных самолетах. Когда что-то идет не так, это происходит довольно быстро», — сказал Тони Лукас.
Именно это произошло 1 июня 2009 года на рейсе 447 авиакомпании Air France из Парижа в Рио-де-Жанейро. Когда самолет летел на высоте 35000 футов (10 670 метров) над Атлантическим океаном, а капитан отдыхал, оба пилота в кабине начали получать ошибочные показания скорости, возможно, из-за замерзших трубок Пито снаружи самолета. К тому времени, когда через 90 секунд капитан добрался до кабины, самолет находился в состоянии штопора, из которого уже не вышел. Менее чем через три минуты самолет упал в воду, в результате чего погибли все 228 человек на борту.
Изменения могут произойти в ближайшее время
Запланированные изменения приносят много проблем. Пока не ясно, что произойдет, если одиночный пилот потеряет сознание или начнет хаотично летать. Автоматизация, технологии и дистанционная помощь с уровня земли так или иначе должны были бы заменить экспертизу, безопасность и сразу взять на себя роль второго пилота. Авиация движется в этом направлении не одно десятилетие. В 1950-е годы в кабинах коммерческих самолетов было теснее, кроме капитана и первого помощника, там находились еще: бортинженер, штурман и радист. Технический прогресс постепенно сделал последние три должности излишними.
«Мы потенциально убираем последнюю партию увольнений в кабине экипажа», — написала в электронном письме Джанет Норткот, глава отдела коммуникаций EASA. Авиационные регуляторы, похоже, хотят делегировать все больше и больше обязанностей бортовым системам, основанным на искусственном интеллекте. Однако это противоречит постоянному призыву к школам пилотов готовить больше новых и желающих работать в кабине самолета. Согласно предложению ЕС Международной организации гражданской авиации, одним из условий полетов с одним пилотом является не менее безопасная ситуация, чем при полете с двумя человеками в кабине.
«Психологические барьеры, вероятно, сложнее, чем технологические барьеры», — заявил генеральный директор Boeing в Юго-Восточной Азии Александр Фельдман на бизнес-саммите в Бангкоке на прошлой неделе. «Эта технология доступна для пилотов-одиночек, это действительно то, где регулирующие органы и общественность чувствуют себя комфортно», — добавил Фельдман. Первым шагом будет предоставление возможности автоматического пилотирования после достижения самолетом крейсерской высоты. Это время в любом рейсе, которое требует меньшего участия пилота, чем процедура взлета и посадки. Это позволило бы второму пилоту отдыхать в кабине экипажа, а не оставаться в кабине в это время, чтобы поддержать пилота в полете в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Таким образом, благодаря чередованию перерывов в работе экипаж из двух человек мог летать на большие расстояния без помощи и затрат на дополнительного пилота.
В крайнем случае полет можно было бы полностью автоматизировать с минимальными затратами под общим контролем пилота в кабине. Согласно EASA, система могла определить, стал ли пилот непригодным к полету по какой-либо причине, а затем приземлился в выбранном аэропорту назначения. Такие полеты будут осуществляться с 2030 года.
EASA расследует, безопасны ли такие полеты
Ценность наличия двух пилотов в кабине была признана 15 января 2009 года, когда вскоре после взлета самолет US Airways столкнулся со стаей гусей, и оба двигателя потеряли мощность. Капитан Чесли Салленбергер и первый помощник Джеффри Скайлз вместе приземлились на самолете Airbus A320 на реке Гудзон. Тогда никто не погиб. Инцидент стал известен как «Чудо на Гудзоне». Ничто до сих пор не оказалось более безопасным, чем «еще один отдохнувший, квалифицированный, хорошо обученный пилот, физически присутствующий на борту самолета», — указала тогда Международная федерация ассоциаций пилотов авиакомпаний.
«Пассажиры коммерческих авиалиний абсолютно ожидают и заслуживают двух пилотов в кабине», — сказал Джо Лидер, генеральный директор Apex, нью-йоркской авиационной ассоциации, которая фокусируется на опыте пассажиров. Управление гражданской авиации Великобритании сообщило, что переход на полеты с одним пилотом может повлиять на такие области, как обучение экипажа и медицинские требования, а также на психическое здоровье и удовлетворенность работой. Воздействие полетов в одиночку, даже на мгновение, требует «детальной оценки», заявил один из регулирующих органов, который внес свой вклад в европейский документ, адресованный ассамблее ИКАО.
EASA заявило, что знает об опасениях по поводу полетов в одиночку и что их решение является частью процесса. «Концепции не будут реализованы до тех пор, пока авиационное сообщество не будет убеждено, что полеты будут как минимум такими же безопасными, как сегодня», — сказала Джанет Норткот, руководитель отдела коммуникаций Европейского агентства по авиационной безопасности.
Авиакомпании уже рассматривают возможность полетов с одним пилотом
Международный координационный совет ассоциаций авиационной отрасли, представляющий производителей самолетов по всему миру, призывает ИКАО разработать правила полетов с одним пилотом в некритические периоды.
Airbus заявил, что оценивает, как его самолеты могут эксплуатироваться сокращенными на одного пилота экипажами. На данный момент производитель самолетов работает с авиакомпаниями и регулирующими органами, чтобы выяснить, смогут ли два пилота безопасно заменить экипаж из трех человек на дальнемагистральных рейсах.
Авиаперевозчики уже рассматривают возможность полетов с одним пилотом, в том числе China Eastern Airlines, самолет которой в марте этого года потерпел крушение. Пилот авиакомпании из Шанхая стал соавтором исследования, в котором оценивались возможности автоматизации или выполнения задач взлета и посадки с помощью наземной станции управления.
Андрей Бочкарев