«Пассажирам авиакомпаний приходится готовиться к более высоким тарифам на авиабилеты после того, как цены на топливо выросли «намного выше» того, что могут выдержать авиакомпании», — сказал изданию Nikkei Asia коммерческий директор Emirates. «Авиакомпании вынуждены приспосабливаться к тому факту, что цены на топливо за год практический удвоились», — сказал Аднан Казим, коммерческий директор Emirates. Казим считает, что размер повышения, которое может затормозить восстановление спроса на авиаперевозки, является новой серьезной проблемой, стоящей перед авиационной отраслью, пострадавшей от пандемии коронавируса.
105-процентный рост цен на топливо в течение года
«Текущая стоимость авиатоплива выше уровня, с которым могла бы справиться любая авиакомпания», — сказал Казим. По данным, представленным Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), средняя цена барреля авиатоплива в 2022 году находилась на уровне 135,70 долларов США. На прошлой неделе цена достигла 146,53 доллара за баррель, увеличившись на 105 процентов в годовом исчислении.
«В нашей отрасли стоимость топлива, позволяющая вести прибыльную деятельность, находится в диапазоне от 50 до 70 долларов за баррель», — поясняет Казим, добавляя, что его авиакомпания старается ограничивать рост цен на билеты за счет сокращения расходов, но в то же время вводит «топливный сбор, покрывающий только часть расходов, включая эту величину в стоимость билета».
Топливные сборы вернулись
Другие азиатские авиакомпании также решили вернуться к использованию топливных сборов, отмененных во время пандемии, отмечает Nikkei Asia. В марте топливные сборы вернули малайзийские перевозчики: AirAsia и Malaysia Airlines (MAS). В свою очередь, СМИ из Южной Кореи сообщают, что местные перевозчики подняли размер топливных сборов до рекордного уровня. По решению регулятора рынка на Филиппинах с 1 июня топливный сбор смогут применять и местные перевозчики. У авиакомпании Emirates тарифы вырастут с 1 июня, а на дальних маршрутах, таких как Дубай-Токио, надбавка превысит 250 долларов, варьируясь в сторону увеличения в зависимости от класса обслуживания.
Цены на топливо выросли в соответствии с растущим спросом по мере ослабления пандемии, а затем резко возросли в марте этого года, когда после вторжения России в Украину пострадали цепочки поставок нефти. Как отметил в интервью Nikkei Asia Абишек Кумар, аналитик рынка авиатоплива в Refinitiv в Дубае, высокие цены на топливо и их высокая волатильность затрудняют для многих авиакомпаний хеджирование топлива, и взамен они предпочитают повышать цены на билеты.
«Можно ожидать, что цена авиатоплива останется на повышенном уровне до окончания неопределенности, связанной с геополитической ситуацией и уровнем предложения», — сказал Кумар. По его словам, до тех пор авиакомпаниям придется взимать дополнительные сборы, чтобы возместить часть своих расходов.
Emirates Airlines объявила, что расходы на топливо в течение финансового года, закончившегося в конце марта, составили 23 проц. от общих эксплуатационных расходов. Для сравнения — в 2020-2021 финансовом году они составляли 14 проц.
Андрей Бочкарев