Как работает в Казахстане санитарная авиация (фото)

Санитарная авиация предназначена для оказания экстренной медицинской помощи в условиях плохой транспортной доступности или большой удалённости от медицинских учреждений, а также для быстрой транспортировки больных и пострадавших, когда этого требует тяжесть их состояния.

С учетом протяженности территорий Казахстана значение санитарной авиации в нашей стране сложно переоценить. Развитием санитарной авиации в Казахстане занимается Республиканский координационный центр санитарной авиации (РКЦ СА) в составе Республиканского центра неотложной медицины, входящего, в свою очередь, в Национальный медицинский холдинг.

 

РКЦ СА был создан приказом Министерства здравоохранения Республики Казахстан в апреле 2011 года, и возглавляет его Ахильбеков Нурлан Салимович, который любезно согласился рассказать о вверенном ему подразделении. Правда, фотографироваться он отказался наотрез: «Нужно Центр рекламировать и продвигать, а не отдельных людей. Я вам лучше про Центр побольше расскажу!».

За прошлый год было сделано 323 вылета. За первые 9 месяцев текущего года уже порядка тысячи.

Также фотографироваться отказались и врачи дежурной смены. Поэтому пришлось фотографировать пустую комнату отдыха.

Зато Валентина Евгеньевна Маковей с удовольствием стала позировать и рассказывать о своем хозяйстве. В центре Валентина Евгеньевна отвечает за оборудование для дежурных бригад: автономные аппараты ЭКГ со встроенными дефибрилляторами, аппараты для искусственной вентиляции легких, шины, каталки, различного рода наборы, в том числе и детскими реанимационные, баллоны с кислородом и много другое. Есть даже кювез для перевозки новорожденных малышей.

Оборудование,используемое бригадами Центра,способно работать в автономном режиме порядка 8 часов. Например, недавно привезли женщину из Кызылорды на самолете с помощью аппарата искусственной вентиляции легких.

В диспетчерской Центра постоянно раздаются звонки, поскольку бригады центра помимо полетов выезжают и на обычные выезды, коих за сутки набирается до 100. Вылетов же по Казахстану в среднем бывает порядка 12 в сутки.

«Наша работа началась с изучения опыта Канады, Австралии и Турции. Почему были выбраны именно эти страны. Схожие расстояния, плотность населения, за исключением Турции, плюс огромный опыт!» — рассказывает Нурлан Салимович.

По его словам, основные функции Центра — это транспортировка больных, вылеты в регионы для консультирования и вылеты бригад врачей, чтобы провести операцию на месте. Например, в регионы часто летают хирурги-неонатологи, которым приходится делать операции новорожденным. На вопрос – летает ли он сам, Нуралан Салимович отвечает утвердительно. Являясь по специальности врачом-анестезиологом, он минимум раз в месяц участвует в транспортировке больных.

В настоящее время полеты осуществляются на вертолетах EUROCOPTEREC145, сборка которых налажена в Караганде. По одному такому вертолету есть в Астане, в Атырау, в Алматы, в Кызылорде и в Талдыкоргане. Кроме того, врачам приходится летать также на вертолетах Ми-8 и Ми-17 и на самолетах АН-2 и АН-30. Всего же по Казахстану нужно 16 вертолетов, чтобы закрыть существующие потребности. Кроме того, Нурлан Салимович мечтает о самолетах: «Пока на Ан-30 долетишь до Актау, пройдет 4-5 часов, на реактивном самолете помощь может долететь быстрее!».

Eurocopter EC 145 — многоцелевой вертолёт, созданный франко-германским концерном «Eurocopter». Обновленная версия имеет название MBB BK 117. Первый полет MBB BK 117 состоялся в 1982 году. Обновленная версия ЕС145 построена с использованием композитных материалов. Эти же вертолеты закупает Армия США. Сделка предусматривает поставку 345 вертолетов.

Вертолет способен перевезти одновременно 2 лежачих больных.

• Максимально допустимая скорость: 278 км/ч

• Крейсерская скорость: 256 км/ч • Практическая дальность: 705 км (при 239 км/ч)

• Продолжительность полёта: 3 часа 55 мин.

• Практический потолок: 5 485 м

Прибрести подобные вертолеты планируется во все области Казахстана. В настоящее время услуги санитарной авиации оказываются авиакомпаниями, выигравшими тендер Министерства здравоохранения РК:»КазАвиаСпас» при МЧС РК, авиакомпания «СКАТ» (оказывающая услуги в 4 областях Казахстана), «Авиа Жарна», «Кокшетау», «Олимп Эйр» и др.

Среди текущих проблем санитарной авиации Нурлан Салимович отмечает следующие.

Отсутствие инфраструктуры для использования вертолетов – нет площадок для базирования, заправки и технического обслуживания вертолетов, нет площадок пригодных для посадки в городах. Например, в крупных городах использование вертолетов почти невозможно — некуда сесть (везде реклама, провода, близко стоящие высотные здания, ведь для посадки требуется площадка расстояние от ближайшего высотного здания не менее 100 метров и т. п.). Поэтому в крупных городах, в основном, используется автомобильный транспорт.

Трудности взаимодействия между организациями.Сейчас вертолеты EUROCOPTER находятся в собственности МЧС. У медицинских учреждений собственных летательных аппаратов нет. «Совместное использование» любого объекта — всегда вызывает большие бюрократические трудности.

«Есть правило золотого часа – то есть чем раньше мы вылетим, тем выше шансы у больного. Вертолет базируется в аэропорту, дежурная бригада медиков находится в центре, пилоты не всегда находятся возле своей машины. Кроме того, если одновременно произойдет наводнение и поступит вызов от больного, вертолет «КазАвиаСпас» полетит к месту ЧП, а больному придется ждать. Поэтому нужно решать этот вопрос. Министерству нужна собственная авиация!»

Еще один больной вопрос — трудности с организацией полетов в плохих метеоусловиях и в темное время суток.Не все летчики обладают соответствующим допуском, а значит,велик риск того, что ночью пациенты могут остаться без помощи. Немного о цифрах. На полеты санитарной авиации в этом году в республиканском бюджете предусмотрено порядка 1 208 млн. тенге, в третьем квартале было дополнительно выделено еще 300 миллионов тенге. 

1 час полетного времени стоит достаточно дорого: Ан30 – 506 тысяч тенге, АН-2 121 тысяча, 1 час полета вертолета, вне зависимости от модификации обходятся бюджету в 450 тысяч тенге МИ 8 и Ми17, вертолеты КА-32. За первые 9 месяцев 2012 медицинская помощь оказана 906 пациентов.

Источник: NUR.KZ

Top.Mail.Ru